Роль гигиены в современном обществе
Одним из важнейших отличий человечества от животных является то, что он не только адаптируется к самым разнообразным условиям среды, но и приспосабливает ее к себе, активно ее преобразуя. При этом человеку необходимо знать, что в окружающей среде полезно для организма, а что вредно, какие изменения среды благоприятны для здоровья и поддержания высокой работоспособности, а какие нет. Изучением всех этих вопросов занимается наука, получившая название гигиены.
Задачи гигиены - создание наиболее благоприятных условий для нормального развития организма, для полного расцвета, физических и духовных сил человека, для высокопроизводительного труда. Для этого необходимо, чтобы неблагоприятные факторы среды своевременно устранялись или же их действие максимально ослаблялось, а полезные использовались с наибольшей полнотой и эффективностью.
Гигиена сравнительно молодая наука, хотя ее истоки уходят в глубокую древность. Возникновение и развитие гигиены диктовалось потребностями общества, явилось результатом гуманного отношения ученых к здоровью и благополучию людей. История средних веков оказалась историей огромных эпидемий страшных болезней: чума, черная оспа, сифилис и др., приведших к гибели многие миллионы людей, к вымиранию населения целых областей. Все это происходило на фоне отсутствия даже следов санитарной культуры и каких-либо санитарно-технических сооружений.
В настоящее время гигиена превратилась в развитую науку, состоящую из ряда разделов: социальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, школьная гигиена (гигиена детей и подростков) и др. По своей природе гигиена - наука предупредительная, главная ее задача - предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.
Школьная гигиена - наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения. Основная задача школьной гигиены - разработка гигиенических мероприятий, направленных на предупреждения болезней и создание условий, которые обеспечивают нормальное протекание процессов жизнедеятельности в организме.
Гигиеническое обучение и воспитание школьников/воспитанников следует рассматривать как неотъемлемую часть всего педагогического процесса в организации, так как оно тесно связано с образованием, с нравственным и эстетическим воспитанием.
Здоровье представляет реальную предпосылку для удовлетворения индивидуальных и общественных, материальных и духовных потребностей, т.е. является социальной ценностью. Сохранение и укрепление его – это проблема государственного масштаба, ибо у нездоровой нации нет будущего.
Современные технические и социальные достижения значительно облегчили жизнь человека, однако они не только не решили проблем, связанных со здоровьем, а, напротив, обострили многие из них. Недостаток двигательной активности и избыточное высококалорийное питание привели к развитию так называемых болезней, к которым относят нарушение обмена веществ, диабет, неврозы, многие сердечно-сосудистые заболевания и др.
Валеология – наука о формировании, сохранении, укреплении здоровья, о факторах, его определяющих и разрушающих.
Валеология является одним из четырёх направлений единой науки, которую можно назвать здравоведением. Будучи наукой, возникшей на стыке многих областей знаний – медицины, гигиены, биологии, экологии, психологии и др., - валеология является существенным дополнением, расширяющим их границы.
Объектом валеологии является здоровье человека во всех его проявлениях в норме и патологии, во взаимодействии с окружающей природой и социальной средой, а предметом исследований – критерии количества, качества здоровья и способы его совершенствования.
Воспитание осознанной потребности здорового образа жизни, обучение его навыкам следует начинать в раннем детстве, когда образуются прочные стереотипы поведения, в значительной степени определяющие дальнейшую жизнь человека. У детей необходимо развивать отношение к здоровью как к высшей жизненной ценности, бесценному дару природы, заслуживающему особой заботы. Педагоги и родители должны стимулировать у подрастающего поколения интерес к познанию собственного организма, способствовать развитию внутреннего убеждения в необходимости здорового образа жизни и личной ответственности за собственное здоровье перед обществом.